Армянские вина в Санкт-Петербурге
В рамках 3-го Городского винного фестиваля WineJet, прошла дегустация Армянских вин с Артуром Саркисяном.
В рамках 3-го Городского винного фестиваля WineJet, прошла дегустация Армянских вин с Артуром Саркисяном.
Тут надо от места плясать — ну, ресторан «Эривань», это понятно, где ж еще проводить такую презентацию, как не в «Эривани»? Но есть и другое: ресторан этот расположен возле входа на новую сцену Александринке, лестницу которой украшает громадная зеленая Кибела — вавилонская богиная плодородия, многогрудая женщина. И вот это — как нельзя уместно в нашем контексте, ибо речь шла о трудных дарах земли восточной страны. Земли очень странной и непростой: где виноград возделывают на высотах от 800 до 1800 м над уровнем моря, где зимой бывает весьма холодно и лозу приходится укрывать, где летом бывает весьма жарко, где воды всегда очень мало, так, что местами внедряют капельное орошение и где очистка территории виноградника от камней – просто перманентная процедура: камни словно бы лезут из-под земли сами, всем на зло.
Артур Саркисян, глава Российского Союза сомелье и экспертов, автор изданных под единой обложкой гидов «Российские вина 2016\2017» и «Вина Армении 2016\2017» рассказал, что в последние годы Армения переживает нечно вроде винного бума. Вино стало модным трендом — винотеки открываются повсеместно, реклама вина видна на каждом шагу, вина делают все больше и, по словам Саркисяна, последние года два его качество уже таково, что можно говорить о нм всерьез.
Здесь важно вот, что – с одной стороны, несмотря на шеститысячелетнюю традицию виноделия на земле Армении (имеются доступные туристам археологические памятники), советские годы превратили Амению в коньячную страну, а ее жителей — в поклонников дистиллятов. То есть, большая часть винограда шла на перегонку в коньячные спирты, а местные вина не имели особой популярности даже у себя дома. Иначе говоря, все пришлось начинать с начала — и это во многом хорошо.
Сравнивая с соседней Грузией (а таких сравнений родившийся в Тбилиси Саркисян в ходе своей лекции делал немало), где заметным препятствием для развития современного виноделия стали именно «вековые традиции» и «технологии, проверенные предками» – позволяющие всякую критику результат отводить ссылками на национальную специфику – мы видим, что в Армении подобного не произошло. Строго говоря, и в Армении имелась традиционная технология изготовления вина во вкопанных в землю керамических сосудах, карасах – аналогах знаменитых грузинских квеври. Однако, подобная экзотика осталась на переферии возрождающегося национального виноделия – в продегустированном нами сете было, кажется, одно или два таких вина из общего числа в два десятка.
При этом армянское виноделие роднит с грузинским опора на местные автохтонные сорта. Но не от того, что ничего другого никогда не выращивали — а как сознательный выбор рыночной ниши: площади виноградников в стране просто крохотные в сравнении с Грузией, а на фоне, допустим, Италии, так и вовсе незаметные (все армянские виноградники по площади примерно соответствуют угодьям «Фанагории» , «Кубань-вина» и «Абрау-Дюрсо» вместе взятым).
Себестоимость производства объективно высока. Соревноваться в этой ситуации в номинации «Кабере года» – едва ли осмысленно. То есть, нужен специфический, уникальный продукт — им и стала местная лоза, в первую очередь красная «Арени», но также и белая «Кангун» и активно возрождаемая «Воскеат». Впрочем, высаживают и международные сорта — в первую очередь для купажирования. Хорошо представлены также грузинские «Ркацители» и даже «Саперави».
А кто там всем этим занимается? Тут сыграл положительную роль армянский патриотизм, точнее — патриотизм армянской диаспоры. Оказалось, что в нужный момент во всем мире — и в Европе и в Америке и в Африке даже – имеется критическая масса армян, располагающих опытом, ресурсами и желанием инвестировать в современное виноделие на своей исторической родине. По этому поводу г-н Саркисян сослался на известную шутку о том, что Армения для уважающего себя армянина — это офис: там, конечно, не живут, но все должно быть красиво и технологично. Впрочем, среди этих иностранных энтузиастов армянского виноделия не одни только армяне…
Еще одна важная особенность – крайне небольшие размеры виноградников и , соответственно, тиражей вин. Представляя очередное вино дегустационного сета, Саркисян обычно называл цифру от 2 до 10 тыс. бутылок. Редко-редко, когда существенно больше. Здесь вам не Бордо и даже не Бургундия! Все это определяется особеностями приватизации земли в Армении – ну и горным рельефом, наверное, в некоторой степени. Ну и конечно же стоит отметить положительную роль в армянском винодельческомм ренессансе отсутствия всякой дури, на преодоление которой тратится 90% усилий энтузиастов российского виноделия. В Армении нет ЕГАИС, нет вообще своего «Росакогольрегулирования», нет запретов на рекламу алкогольных напитков, нет ограничений на малое, «гаражное», производство и продажу.
Теперь – парой общих слов о тех винах, что мы попробовали. Пожалуй, были представлены все винодельческие регионы страны за исключением Арцаха (Нагорного Карабаха), где, однако, имеются свои специфические сорта-эндемики. В общем, тезис лектора, о том, что армянские вина вполне соответствуют европейским представлениям о том, каким должно быть вино, можно считать доказанным. Если взять чуть конкретнее, то розовые вина особого впечатления не произвели – нам как-то привычнее фруктовое благоухание розового, а здесь его не было. Белые интереснее, красные интереснее еще более. Хорошие «Арени» порой очень напоминают «Пино нуар», но вообще очень сильно варьируют от места к месту и производителя к производителю.
Сколь они варьируют от года к году — сказать трудно: нам был предложен лишь винтаж 2014 и 2015 – история, так сказать, начата с чистого листа, хотя лектор и рассказывал о наличии 40- и даже 100-летних лоз.
В целом, я для себя сделала вывод следующий: да, нормальный уровень, я такое вино покупаю и пью – но все же не за 1000 -1500 рублей.
METRO Cash & Carry
Русский винный дом «Абрау-Дюрсо»
Союз Сомелье и экспертов России, Петербургская ассоциация барменов, Деловой Петербург, школа сомелье WineJet, Simple Wine News, информационный портал АлкоЭксперт, wine-cityguide, Julius Meinl, Ферма-сыроварня «Деревня», Riedel, Pozic, ICE Mountain, LedIce, ЦентроБалт, Марин Экспресс, Ladoga, Mezan, Полугар, ПроВина, Wine Weekly, ресторан «Vincent», ресторан «Парк Джузеппе», винный бар «Wine O’ Clock» и ресторан армянской кухни «Эривань».